Мои индивидуальные методы работы с социальным навигатором «Я - Человек»
Работа с социальным навигатором «Я - Человек» очень трудоемкая, затрачивающая много внимания и энергии.
Почему я считаю, что это достаточно трудно - заниматься с детьми?
Причин тому несколько:
· разное воспитание детей-подростков;
· индивидуальное восприятие той или иной ситуации и, порой, интонации наставника;
· различный тип характера детей: кто-то спокойно слушает, кто-то готов выделиться среди сверстников и таким образом, самоутвердиться, кто-то порой вступает в полемику со мной, показывая некую «взрослость», независимость суждения и собственного мнения;
· разный возраст детей, среди которых подростки в период психологического и физического роста;
· разный социальный статус и уровень жизни.
Моя задача – на самых первых занятиях наблюдать, слушать и слышать, что говорят дети, как они себя ведут, какие вопросы задают и что хотят получить от моих занятий. Также я должен понять проблемы, которые задевают подростка: почему он воспринимает так или иначе разную информацию
Я, как наставник и духовный вдохновитель детей, просто обязан проанализировать поступки и действие подростка, обсудить его поведение, узнать причины его появления на моих занятия, и как итог - выработать с ним особенную тактику прохождения игры специфическую линию наших взаимоотношений.
В время игры я сталкиваюсь с различными ситуациями.
Например. Начало. Игроки «ходят» по игровому полю, двигают фишки, далее мы обсуждаем ситуации. Следующие 1,5 часа атмосфера игры накаляется, появляются негативные эмоции, отрицание различных ситуаций. Подростки проецируют свою повседневную жизнь на игровое поле и, не замечая загоняют себя в тупик. Но продолжая игру, подростки вдруг становятся безучастными и порой безразличными к действиям на игровом поле. Их совсем не волнует «совершение преступления в игровом процессе». Также у них постоянно менялось отношение к процессу игры, необъективно оценивали «Спутника», называя «плохим». Было непонятно, чем гордились, получая статус «Судимость», называя при этом других игроков уничижительными словами (лошарами).
Именно в этот момент становится понятно, для чего затевалась вся эта история с настольной социально значимой игрой. Я понимаю, что подросток, отрицающий все, получающий отрицательный статус, все равно считает себя лидером. Моя задача – показать ему правду жизни, рассказать и объяснить, что и как должно быть в жизни. Я объясняю подростку, что правила в игре точно такие же, что и в реальной жизни. Если человек живет, следуя правилам, не нарушая закон, решает жизненно-важные правильные задачи для достижения цели – это и есть его верный путь.
И, наоборот, поступки подростка негативные, действия противоправные, то и результат будет плачевным, возможно даже закончится наказанием. Нужно объяснить подростку – то, что происходит в игре, то может произойти и в реальной жизни.
Именно в процессе игры «Я - человек», пройдя достаточно много уровней, подросток начинает понимать свои действия, начинает проецировать их на свою реальную жизнь. При получении жетонов статуса «Судимость» или же «Дурная репутация» у подростков меняется настроение, они нервничают, переживают.
Вот именно в этот момент я и прихожу им на помощь, начинаю работать с этими игроками, настраивая на положительные моменты. Возможно, подросток просит помощи у других игроков, понимая, что их жизнь сложилась более благополучно и комфортно. Подросток понимает, что все его негативные поступки и действия привели именно к этому отрицательному результату.
Самое приятное в моем наставничестве в настольной игре – это взаимопомощь ребят, взаимная благодарность и благодарность мне как Наставнику Я вижу, что во время прохождения игры, подростки сами понимают всю реальность игры, ее действительность. Мне становится понятно, что подросток осознал все свои действия, учёл положительные моменты и возможные риски, выбрал правильное решение.
Подобная работа ведется ежедневно и забирает очень много энергии у меня, как у Наставника. Однако же приятно сознавать, что в конце игры – положительные результаты и счастливые подростки. Это значит, что вся моя работа имеет смысл и приносит удовлетворение не только детям, но и мне самому. Я понимаю, что не зря создана подобная социально значимая игра. И каждый раз, когда я заново прохожу игру с ребятами, я выкладываюсь на все 100%! Моя цель - сделать подростка хоть немного социально ориентированным в жизни. Помочь выбрать ему правильный путь в жизни. Поэтому я снова и снова привожу новых ребят на игру и заново прохожу с ними все этапы.