background

Освоение новой психолого-педагогической
технологии.

Технология эффективной работы с настольной игрой
"Я-Человек"

Социальный навигатор Я-Человек, это инструмент для работы с подростками в области правонарушений.
Подготовка игрового процесса.
Построение диалога с игроками.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем играть в игру «Я - Человек».

Эта игра имеет определённые этапы, как и наша сегодняшняя жизнь. Раздаем анкеты участника и даем 5-7 минут для их заполнения.

Итак, смотрим на игровое поле. Локация «Старт» с игровыми клетками соответствует месту дате рождения игрока. Далее следует путь от локации «Старт» до локации «Школа» с игровыми клетками». Это самый короткий путь.

Если данный «игровой путь» соотнести с жизненным отрезком – это будет соответствовать жизненному этапу - детский сад. Главная цель нахождения ребенка в детском саду – социализация в сообществе сверстников, адаптация в коллективе, подготовка к школе, познание нового, изучение азов таких наук как арифметика, литература, изобразительное искусство музыка и т.д.

Следующий этап – локация «Школа». Задаем вопрос детям: «Для чего нужна школа, хотят ли они учиться?», слушаем ответы 3-4 человек, анализируем их, делаем выводы, поясняем игрокам.

Пример пояснения к локации «Школа»: «Школа - жизненная фундамент каждого человека. Важно заложить серьезные базовые основы жизни правильно, с качественными знаниями и профессиональными рекомендациями взрослых. Это основа воспитания ребенка, дабы в будущем избежать ошибок и неправильных действий. Важно также при помощи взрослых безболезненно выходить из затруднительных ситуаций, опять же используя знания, полученные в школе от настоящих профессионалов и мастеров своего дела. Именно опытные и грамотные наставники помогут в выборе профессии и подходящего учебного заведения. А правильный выбор профессии – это залог обеспеченного счастливого будущего, крепкой семьи и высоких моральных принципов».

После локации «Школа» следует выбор этапа жизни – получение профессии. Подростки выбирают учебное заведение: колледж, техникум, высшее учебное заведение. Нужно поставить детям вопросы:

·        Почему они выбирают то или иное учебное заведение?

·        Чем руководствуются?

·        Верен ли их выбор?

·        Почему именно эта профессия?

·        Что она даст для дальнейшей жизни? И.т.п.

Обязательно получите от них ответы, дать рекомендации профессионалов.

Затем игроки переходят к локации «Работа», где получают карточку «Имущество». Значение этой карточки – обеспечение себя с помощью полученных профессиональных навыков и умений.
Далее игроки приближаются к возрасту самореализации, т.е. создание семьи, рождение детей, обретение более глубоких, широких знаний и умений. На этом этапе идет объяснение игрокам о цикличности жизненного пути, повторении себя в детях и т.д.

Каждый игрок имеет по 5 жетонов «Дружба» и «Здоровье». Желательно спросить играющих, что могут означать эти жетоны и как они сопоставимы с настоящей жизнью. Слушаются ответы детей, идут пояснения о понятии дружба, есть или нет таковые у них. Далее идет обсуждение понятия здоровья, насколько оно важно и как сами дети относят к нему, поддерживают ли его или нет. Здесь же идет обсуждение о вреде здоровью: наркотики, алкоголь, беспорядочные ранние половые отношения и т.п. На игровом поле подросткам объясняется этапы и способы пополнения игровых жизненных ресурсов. Также возможно обсуждение с детьми обычной повседневной жизни, из чего она складывается, каких действий или поступков, кто окружает подростков кроме семьи, какие отношения у них складываются с ними, что они понимают под терминами «хороший или плохой человек, «негативное или положительное влияние общества» и т.п. Слушаются ответы и даются пояснения и рекомендации.

Далее игрокам рассказывают о «Спутниках», т.е. окружении на игровом поле, которых они выбирают из колоды наугад. Когда игроки выбрали себе «Спутников», идет обсуждение о встречающихся в жизни людях, обсуждаются их поступки, характер действий, доверии или недоверии к таким людям, как человек может меняться со временем, в какую сторону и т.п., стоит ли брать с него пример, либо лучше разорвать всякие отношения сразу же, даются пояснения и рекомендации от Наставника. На каждой карточке «Спутников» есть подсказки. Положительный Спутник помогает сохранять игровые ресурсы и даже в некоторых случаях приумножает их. Отрицательный Спутник тратит жетоны вдвойне и на некоторых секторах жетонов не получает. Спутники меняются на каждом жизненном этапе:

·        первый выдается на старте,

·        второй меняется в школе,

·        третий в учебном заведении,

·        четвертый - работа.

В этих случаях спутник меняется автоматически. Если Спутник не нравится, его можно поменять один раз между этапами за определенные игровые ресурсы. Смена Спутника - 2 жетона «Дружба» и 2 «Здоровья», выбирается следующий Спутник таким же образом как и в первый раз. Обратите внимание - следующий Спутник может оказаться таким же отрицательным, но жетоны не возвращаются. Поэтому при принятии решения о смене Спутника нужно дать игроку время тщательно обдумать свое решение

После выбора Спутника игра начинается.

Подготовка к началу работы даст Вам возможность расположить ребят к игровому процессу и обрести серьезность происходящего на игровом поле.

Водная часть не должна превышать 10-15 минут. Подростки могут утомиться слушать и их интерес ослабнет. 

Задача модератора настольного навигатора «Я-Человек» держать игровой процесс, раскрывать детей и корректировать их мышления. Показывая ту или иную реальность на игровом поле.

Благодарим Вас за плодотворную работу и желание дать нашим детям главное в жизни «Знания»!

С уважением Андрей Шадрин.
Важные тезисы в работе с навигатором "Я-Человек"

СОЦИАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР «Я - ЧЕЛОВЕК!»

Социальный навигатор «Я – Человек!» — это инструмент для работы с подростками и молодежи в сфере правоведении и законодательства нашей страны, а также для профилактики правонарушений.

Существует достаточное количество всевозможных методик для работы с подростками, многие из которых я изучил и применяю на практике. Большая часть подобных методик построена в форме бесед и лекций. Но практика показывает, что подобные методики мало эффективны.
Более конструктивны и дающие конкретный результат – это профилактические игры. После обучающих игр подросток уносит с собой не только теоретические знания, но и практику, то, что ему пригодится в любых жизненных ситуациях.

Хотелось бы привести пару примеров.

Первый пример:
Часто подростку задают простой вопрос «Для чего вообще учиться?». В ответ можно услышать невнятные объяснения подобно: «родители заставляют», «пригодится в жизни», «просто надо и все» и тому подобное…
Общее понятие верно, но... Главное – не раскрыто само понимание важности образования, обучения, не показано для чего это нужно, пригодится ли в жизни. Важно – докопаться до сути, объяснить подростку так, чтобы он сам увидел значимость самого процесса обучения.
Для более понятного объяснения на занятиях я часто привожу сравнительные примеры.

Вот один из них: «Представьте себе, вы собрались построить дом. С чего вы начнете? Вырыли яму, далее… Далее идет закладка фундамента. Фундамент — это основа дома, и его состояние будет зависеть от качества заложенного вами фундамента. Допустим, вы используете для закладки фундамента некачественные материалы, и делаете работу спустя рукава, ставите на него дом. Что со временем может случится с домом? Правильно, он будет разрушаться, шататься и в конце концов – разрушится. Далее я объясняю подросткам, что именно так происходит и с человеческой жизнью.
Весь образовательный период в жизни человека — это его собственный жизненный фундамент. Дальнейшая жизнь человека зависит именно от того, насколько качественное образование он получит».
После примеров я стараюсь сразу же спроецировать подобную ситуацию на самого подростка. Он начинает представлять себе, воображать и приходит к выводу, насколько я прав или нет. И именно тогда я показываю доступные и понятные материалы для обучения подростка, в частности свою настольную игру «Я – человек». В момент прохождения этой игры дети и закладывают фундамент своей жизни. Большим подспорьем в игре являются наставники, которые помогают подростку пройти все этапы, выбрать верное решение, выводы.

Второй пример:
Я рассказываю подросткам о своем периоде учебы в школе. Не стесняюсь говорить о не очень успешных оценках. Но тут же делаю акцент на то, прошлое мое образование, когда просто из беседы с учителями мы узнавали простые вещи, элементарные знания. Взять хотя бы пример с пословицами и поговорками. Да, не все дети сразу же понимают смысл народных изречений. Но по прошествии лет до меня дошел смысл многих пословиц, и я сделал верные выводы. Также и с современными детьми и подростками, которые, к нашему большому сожалению, не знают элементарных вещей. И кто, если не мы, взрослые, должны их донести до детского ума.
Поэтому в процессе игры я обязательно ни по разу проговариваю пословицы, поговорки, а дети учат их вместе со мной. Я считаю, что именно благодаря знаниям человек двигается вперед и пишет для себя благоприятный жизненный сценарий. Часто разговариваю с детьми о добре и зле, правде и неправде, обязательно доношу до детей, что ДОВЕРИЕ – самое важное в жизни. Во время прохождения игры я использую свои любимые пословицы: «Все тайное становится явным» или «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Подростки-игроки запоминают эту народную мудрость и используют на протяжении игры. Таким образом и создаётся климат во время игры, взаимопонимание и взаимодоверие, отсюда углубляются знания.
Мои индивидуальные методы работы с социальным навигатором «Я - Человек»

Работа с социальным навигатором «Я - Человек» очень трудоемкая, затрачивающая много внимания и энергии.

Почему я считаю, что это достаточно трудно - заниматься с детьми?

Причин тому несколько:

·       разное воспитание детей-подростков;

·       индивидуальное восприятие той или иной ситуации и, порой, интонации наставника;

·       различный тип характера детей: кто-то спокойно слушает, кто-то готов выделиться среди сверстников и таким образом, самоутвердиться, кто-то порой вступает в полемику со мной, показывая некую «взрослость», независимость суждения и собственного мнения;

·       разный возраст детей, среди которых подростки в период психологического и физического роста;

·       разный социальный статус и уровень жизни.

Моя задача – на самых первых занятиях наблюдать, слушать и слышать, что говорят дети, как они себя ведут, какие вопросы задают и что хотят получить от моих занятий. Также я должен понять проблемы, которые задевают подростка: почему он воспринимает так или иначе разную информацию

Я, как наставник и духовный вдохновитель детей, просто обязан проанализировать поступки и действие подростка, обсудить его поведение, узнать причины его появления на моих занятия, и как итог - выработать с ним особенную тактику прохождения игры специфическую линию наших взаимоотношений.

В время игры я сталкиваюсь с различными ситуациями.

Например. Начало. Игроки «ходят» по игровому полю, двигают фишки, далее мы обсуждаем ситуации. Следующие 1,5 часа атмосфера игры накаляется, появляются негативные эмоции, отрицание различных ситуаций. Подростки проецируют свою повседневную жизнь на игровое поле и, не замечая загоняют себя в тупик. Но продолжая игру, подростки вдруг становятся безучастными и порой безразличными к действиям на игровом поле. Их совсем не волнует «совершение преступления в игровом процессе». Также у них постоянно менялось отношение к процессу игры, необъективно оценивали «Спутника», называя «плохим». Было непонятно, чем гордились, получая статус «Судимость», называя при этом других игроков уничижительными словами (лошарами).

Именно в этот момент становится понятно, для чего затевалась вся эта история с настольной социально значимой игрой. Я понимаю, что подросток, отрицающий все, получающий отрицательный статус, все равно считает себя лидером. Моя задача – показать ему правду жизни, рассказать и объяснить, что и как должно быть в жизни. Я объясняю подростку, что правила в игре точно такие же, что и в реальной жизни. Если человек живет, следуя правилам, не нарушая закон, решает жизненно-важные правильные задачи для достижения цели – это и есть его верный путь.

И, наоборот, поступки подростка негативные, действия противоправные, то и результат будет плачевным, возможно даже закончится наказанием. Нужно объяснить подростку – то, что происходит в игре, то может произойти и в реальной жизни.

Именно в процессе игры «Я - человек», пройдя достаточно много уровней, подросток начинает понимать свои действия, начинает проецировать их на свою реальную жизнь. При получении жетонов статуса «Судимость» или же «Дурная репутация» у подростков меняется настроение, они нервничают, переживают.

Вот именно в этот момент я и прихожу им на помощь, начинаю работать с этими игроками, настраивая на положительные моменты. Возможно, подросток просит помощи у других игроков, понимая, что их жизнь сложилась более благополучно и комфортно. Подросток понимает, что все его негативные поступки и действия привели именно к этому отрицательному результату.

Самое приятное в моем наставничестве в настольной игре – это взаимопомощь ребят, взаимная благодарность и благодарность мне как Наставнику Я вижу, что во время прохождения игры, подростки сами понимают всю реальность игры, ее действительность. Мне становится понятно, что подросток осознал все свои действия, учёл положительные моменты и возможные риски, выбрал правильное решение.

Подобная работа ведется ежедневно и забирает очень много энергии у меня, как у Наставника. Однако же приятно сознавать, что в конце игры – положительные результаты и счастливые подростки. Это значит, что вся моя работа имеет смысл и приносит удовлетворение не только детям, но и мне самому. Я понимаю, что не зря создана подобная социально значимая игра.  И каждый раз, когда я заново прохожу игру с ребятами, я выкладываюсь на все 100%! Моя цель - сделать подростка хоть немного социально ориентированным в жизни. Помочь выбрать ему правильный путь в жизни. Поэтому я снова и снова привожу новых ребят на игру и заново прохожу с ними все этапы.
По горячим эмоциям!!!

Понедельник: День, который всё расставил по местам

Утро понедельника началось, как всегда, в 5 утра по будильнику. Чашка кофе, сборы – и я уже в пути, направляюсь в Южноуральский многопрофильный колледж. Сегодняшний день обещал быть особенным, ведь предстояла работа с социальным навигатором "Я- Человек". Интуиция подсказывала, что нас ждет нечто интересное. Собравшись с мыслями, я поехал.

За столом собрались студенты. Я обратился к ним с теми же словами, что и к себе: сегодня нас ждет потрясающий квест, хотя я и сам пока не знаю, что именно произойдет. Началось знакомство.

Один из студентов оказался здесь во второй раз. Первый курс он отчислился по собственному желанию, но спустя год понял, что выбранная профессия ему действительно нужна. Остальные ребята – первокурсники. Один из них приехал из области, двое других – городские.

Мы начали игру. Один из городских парней, сидевший рядом, потянулся к моим фишкам и спросил: "А что будет, если я их заберу?" Я ответил, что он может это сделать, но за этим последуют определенные последствия. Он не стал брать, но я это запомнил.


Игра набирала обороты. Тот самый мальчишка, который хотел без спроса взять мои фишки, вытянул карточку "плохого спутника". "Неудивительно", – подумал я, наблюдая за процессом. Я много говорил, много рассказывал, и ребята полностью погрузились в игру, в жизнь.

Студент, поступивший во второй раз, поначалу шел по игровому полю ровно. Но в один момент, на развилке, его судьба повела его по замкнутому кругу. Честно говоря, он был в шоке, осознав, что игровое поле отражает его реальную жизненную ситуацию.

Парнишка из области, которого я охарактеризовал как трудолюбивого и верного друга, играл блестяще. Четвертый игрок – интересный, харизматичный парень, но сквозь его обаяние проглядывали черты хулигана. На игровом поле он оказался в местах лишения свободы за преступление.

А тот самый первый парень, который хотел отобрать фишки, попал в "воронку отрицательных спутников" и явно начал переживать. Я всегда объясняю ребятам, что такое причинно-следственная связь, и он оказался в этой воронке негативных событий. "Как от этого уйти?" – спросил он. "Есть таблетка, но вернемся к этому чуть позже", – ответил я, переключившись на харизматичного парня.

"Ты классный парень, твоя харизма обезоруживает, ты позитивен, но хулиганишь. Это приведет тебя в неприятную ситуацию. Попробуй наоборот – используй свой потенциал в правильном русле", – сказал я ему. И он ответил: "Я как раз об этом и думаю". У меня побежали мурашки.


Студент, поступивший во второй раз, вышел на правильную тропу. Наступил момент выбора спутника. Перед тем как дать ему карточку, я спросил: "Какие выводы ты сделал?" Он ответил: "У меня есть цель. Бросив колледж в первый раз, я понял, что отдалился от нее. Осознав это, я вернулся. Игра показала мне это, и я хочу рядом хорошего человека, на которого можно положиться". Он вытянул лучшую карточку в колоде.

И вот мы вернулись к тому, кто попал в "воронку негатива". "Давай я покажу тебе, как работает эта таблетка", – сказал я. "Подумай о человеке, которого ты любишь, ценишь, уважаешь. Закрой глаза и думай о нем. Тебе всегда хочется, чтобы он был рядом и поддерживал тебя. Ты сейчас думаешь о своих родителях, я знаю. Родитель всегда будет для тебя, прежде всего, другом и наставником. Вытягивай карточку, не выбирай, просто бери первую попавшуюся".

Он сделал выбор, положил карточку, не переворачивая. "А теперь давай просто проанализируем то, что было и к чему мы пришли. Ты попал в воронку негатива, откуда сложно выбраться. Я изменил ход твоих мыслей и подчеркнул, что родитель – это на всю жизнь лучший друг, будь то отец или мама". Не видя карточку, я сказал: "Переверни, посмотри". Он перевернул и воскликнул: "Да как так? Как это работает? Что это за чудеса?" У меня снова побежали мурашки. На карточке было написано "Лучший друг".


Ребята провели отличную игру. Каждый из них сделал выводы о своей жизни. Вы бы видели их глаза! Полное размышление, а не тот взгляд непонимания, который был перед игрой. Казалось, каждый из них увидел, как перед глазами пронеслась жизнь, и они сами сыграли в ней главные роли.

Я оделся и вышел на улицу. Тот самый харизматичный парень подошел, пожал мне руку и сказал: "Спасибо, Андрей, спасибо! Это было круто!"

Понедельник оказался действительно хорошим днем.

После его слов, я почувствовал тепло в груди. Это были не просто слова благодарности, а искреннее признание того, что игра затронула его душу. Понимание, что ты смог донести что-то важное, помочь взглянуть на ситуацию под другим углом – это бесценно. Я ответил ему улыбкой и пожелал удачи, зная, что этот разговор останется в его сердце надолго.


Всю дорогу до дома я перебирал в голове прошедшие события. Каждый участник игры, его эмоции, его открытия. Игра "Социальный навигатор" – это не просто развлечение, а своего рода зеркало, отражающее наши решения и их последствия. Важно, чтобы люди видели эту связь, понимали, что от их выбора зависит их будущее.

Приехав домой, я сразу же сел за компьютер, чтобы зафиксировать все наблюдения и выводы, сделанные во время игры. Это поможет мне в дальнейшем совершенствовать методику и делать игру еще более эффективной. Каждая деталь, каждое слово, сказанное участниками, имеет значение.

Вечером, сидя с чашкой чая, я размышлял о значении своей работы. Возможно, моя деятельность не меняет мир в глобальном масштабе, но она способна изменить жизни конкретных людей, помочь им сделать правильный выбор, найти свой путь. И это уже немало. Работать с молодежью – это огромная ответственность, но и огромная радость. Видеть, как в их глазах загорается искра осознания, как они становятся лучше, сильнее, увереннее в себе – это лучшая награда.

Завтра новый день, новые встречи, новые игры и новые возможности помочь кому-то найти себя. И я с нетерпением жду этого.
Трансформация

Сегодня  я стал свидетелем удивительной трансформации. Молодой человек, увлеченный игрой, столкнулся с чередой неудач. Сначала ему достался не самый удачный персонаж-компаньон, а затем, словно по закону подлости, его преследовали одни лишь проблемные союзники. Заметив его искренность и доброе сердце, я решил разобраться, в чем причина такого невезения.

В какой-то момент он остался совсем один, без поддержки. И тут он открылся, рассказал о школьной травме, которая, как оказалось, и была корнем его проблем. Раньше он всегда был отзывчивым и готовым прийти на помощь, но несправедливое отношение учителей породило в нем обиду и злость. Он закрылся в себе, перестал доверять людям.

Я поделился с ним своей историей, потратив на это немало времени. Затем предложил ему вернуться к ситуации выбора: помогать или нет. И его ответ был уже совсем другим. Представляете, кто ему выпал в качестве следующего спутника? Самый сильный и ценный союзник! Парень был в восторге и искренне поблагодарил меня. Мы вместе завершили игру, подведя итоги.

Лично я получил огромное удовольствие от этого игрового опыта и почувствовал настоящее удовлетворение.
Снижение преступности на 60%

Это результаты работы модераторов настольного навигатора "Я-Человек"


background

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-НАВИГАТОР «Я - ЧЕЛОВЕК» КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные, чтобы получить консультацию специалиста. Это совершенно бесплатно
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum